6 апреля 2023 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Читающий ребенок в современном цифровом пространстве: психолого-педагогические и социокультурные проблемы» в смешанном формате.
Организатором мероприятия выступила Центральная районная детская библиотека Тарской централизованной библиотечной системы имени Л. Н. Чашечникова в партнерстве с Омским колледжем культуры и искусств и Омской областной библиотекой для детей и юношества. В конференции приняли участие более 90 человек из 11 регионов РФ и Республики Беларусь.
Конференция проводилась с использованием дистанционных образовательных технологий на базе платформе Livedigital (https://edu.livedigital.space).
С приветствием к участникам конференции обратились Татьяна Ивановна Царегородцева, директор Тарской централизованной библиотечной системы имени Л. Н. Чашечникова», кандидат филологических наук, доцент; Зорина Николаевна Берковская, директор Омского колледжа культуры и искусств, кандидат исторических наук; Ирина Васильевна Соловьева, директор Омской областной библиотеки для детей и юношества, заслуженный деятель культуры Омской области.
Пленарные доклады открыло выступление «Детская книга: как в погоне за инновациями не потерять культурно-исторические традиции?» Валерии Сергеевны Вербовской, руководителя Детской Читальни, ассистента кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург.
Татьяна Юрьевна Дрыжова, главный редактор журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра», г. Москва, рассказала о расширении границ читательских практик и библиотечной педагогики.
Елена Владимировна Белоглазова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка профессиональной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, познакомила со взрослыми темами в детской литературе.
Галина Викторовна Дербенева, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета, Филиал в г. Таре, раскрыла способы формирования читательской компетенции у ребенка в современном информационном пространстве.
Продолжением пленарного заседания стала работа дискуссионных площадок.
Площадки: «Ребенок читающий: эффективные практики работы с руководителями детского чтения»; «Проектирование вариантов поддержки и развития читательской активности детей и взрослых: опыт, проблемы, предложения, идеи»; «Цифровое пространство детского чтения»; «Детская книга: темы, форматы, смыслы и практики продвижения чтения» были организованы на базе Тарской центральной районной детской библиотеки.
Площадка «Идеальный детский библиотекарь: "готовим" вместе» - на базе Омского колледжа культуры и искусств.
Доклады представили специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Иркутска, Астрахани, Шуя (Ивановская область), Новокузнецка, Омска, Калачинска, Тары, Канска, Бор, а также из г. Могилёва республики Беларусь.
На дискуссионной площадке «Ребенок читающий: эффективные практики работы с руководителями детского чтения» педагоги Тарских образовательных учреждений
А.А. Кольтюгина, Е.А. Ларионова, П.А. Зимина, О.М. Павлова, Р.А. Плечий, Т.А. Царегородцева делились приёмами и методами формирования читательской грамотности во время учебного процесса. К.Д. Захарова, руководитель интерактивной студии развития «Эврика», г. Тара познакомила с интерактивными приёмами формирования мотивации на этапе обучения чтению.
И.Н. Шевалдина, методист по работе с детьми Центральной детской библиотеки им. Т. Белозерова МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека», г. Калачинск рассказала и показала особенные книги для познания мира – тактильные книги для детей.
Также был представлен стендовый доклад Е.В. Платоновой, учителя высшей квалификационной категории, г. Могилёва, Беларусь «Как вырастить талантливого читателя».
На дискуссионной площадке «Детская книга: темы, форматы, смыслы и практики продвижения чтения» М.А. Буренина, сотрудник Омского колледжа культуры и искусств, представила аудитории детскую тактильную книгу-театр и дала арт-советы по созданию.
А.В. Исломова, библиотекарь БУК «Областная библиотека для детей и юношества», провела обзор современной литературы для подростков, вышедшей в свет в 2022, 2023 гг.
М.В.Дубинская, ведущий библиотекарь Центральной районной детской библиотеки, г. Тара поделилась опытом организации проектов летнего чтения в онлайн и офлайн форматах.
В формате видеовыступления были представлены доклады М.К. Махортовой, преподавателя Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий «Петербургские журналы для школьников» (Обзор). https://youtu.be/eGfE70b9VGY; Х.К. Меленбаевой, главного библиотекаря и А.Ю. Пановой, ведущего библиотекаря Астраханской области Областная детская библиотека «Интерактивное литературное чтение книги А. Де Лестрад «Фабрика слов» https://youtu.be/VaILIOJPMfU
Стендовый доклад представила С.А. Шарапова, библиограф Централизованной библиотечной системы г. Шуя «Рисование комиксов как одна из инновационных практик продвижения чтения».
На дискуссионной площадке «Проектирование вариантов поддержки и развития читательской активности детей и взрослых: опыт, проблемы, предложения, идеи» обсуждались вопросы сотрудничества и социального партнерства, способы формирования читательской грамотности, в т.ч. на уроках английского языка и др.
Заведующая отделом методической работы Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной» С.В. Рыбак поделилась практикой социального партнерства детской библиотеки, преподаватель Омского колледжа культуры и искусств А.А. Шумакова рассказала об опыте сетевого взаимодействия общедоступных библиотек с дошкольными образовательными учреждениями на примере реализации проекта «Дети-детям». Завершило работу площадки выступление ведущего методиста Тарской центральной районной библиотеки И.А. Ивановой «Что читают дети и подростки Тарского района: исследование читательских интересов».
На дискуссионной площадке «Цифровое пространство детского чтения» специалисты Тарской центральной районной детской библиотеки - ведущий библиотекарь А.А Буркова и заведующая отделом обслуживания читателей-детей Н.А. Третьякова поделились опытом использования современных информационных и мобильных технологий как средство привлечения к чтению и знакомству читателей с творчеством местных писателей.
Главный библиограф Центральной детской библиотеки им. Э. Д. Гольцмана, г. Новокузнецк И.В. Баркова рассказала о цифровом формате рекомендательной библиографии для детей в формате видеовыступления https://youtu.be/Te6FZhnz-8M
Дискуссионная площадка конференции «Идеальный детский библиотекарь: "готовим" вместе» была посвящена вопросам подготовки специалиста, способного в своей работе не только преодолевать все возможные трудности на пути привлечения детей к чтению, но и эффективно использовать возможности цифрового пространства. Площадка была подготовлена и проведена преподавателями Отделения библиотечного дела, документационного обеспечения и туризма колледжа БПОУ «Омский колледж культуры и искусств».
Преподаватель Омского государственного университета Т.В. Бернгардт обозначила проблемы подготовки кадров для детских библиотек в условиях реформирования высшего образования. Преподаватели Омского колледжа культуры И.Н. Марченко и О.В. Сидоренко осветили тенденции и проблемы подготовки специалистов для библиотек, обслуживающих детей, в рамках специальности среднего профессионального образования 51.02.03 Библиотековедение, а А.А. Шумакова подняла вопрос важности адаптации содержания массовых и групповых мероприятий для детей разных возрастов.
Коллеги из профильных колледжей России поделились своими находками и подходами к профессиональной подготовке библиотекарей в контексте реализация компетентностного подхода: С.Е.Асафьева (г. Бор Нижегородской обл.) и С.В.Серебрякова (г. Иркутск) рассказали о создании студентами различных информационно-библиотечных и творческих продуктов с использованием информационных технологий. В ходе обсуждения Л.Г. Каракулова (г. Канск Красноярского края) познакомила с особенностями подготовки студентов в своём учебном заведении.
А.Ю. Гермизеева и О.А. Мусохранова - руководители модельных библиотек г. Омска - представили свои требования к набору, содержанию компетенций и личных качеств детских библиотекарей, необходимых для работы в условиях модернизированных библиотек., работающих с детьми.
В дополнение к выступлениям были представлены стендовые доклады И. А. Лесюковой (г. Могилёв, Беларусь) о профессионализме и таланте в работе с детским читателем и С. Г.Михайловой (г. Омск) о правовом просвещении будущих библиотечных специалистов.
Продолжила работу конференции коммуникативная площадка, гостями которой стали тарская поэтесса, детская писательница, Член Союза писателей России, руководитель Тарского отделения Союза писателей России Наталья Кускова и тарская художница, иллюстратор Екатерина Кучеренко
Присутствующие обсудили основные составляющие успешного продвижения детского и подросткового чтения, способы формирования читательской культуры, возможные варианты популяризации творчества местных авторов.
Всероссийская научно-практическая конференция «Читающий ребенок в современном цифровом пространстве: психолого-педагогические и социокультурные проблемы» показала свою востребованность, выступила площадкой по обмену опытом формирования читательской компетентности детей, методами и технологиями продвижения чтения с использованием цифровых ресурсов.
По итогам конференции коллеги единодушно отметили, что программа была насыщенной и интересной, способствовала неформальному профессиональному общению и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.