
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Всё творчество Лиханова – это своеобразный мост, соединяющий мир взрослых и мир детей.
Будем рады, если материалы данного раздела будут использованы для размышления над некоторыми произведениями Альберта Анатольевича Лиханова, ведь, как известно, хорошая литература всегда вызывает отклик в душе читателя, трогает и волнует.
• Расскажите о семье Коли. Какие чувства объединяли родителей и сына?
• Почему папа был для мальчика «самым главным человеком на свете»? Каким вы его представляете? Расскажите, чем он занимался с сыном, какие делал ему подарки... Как вы считаете, почему на демонстрации папа посадил сына на плечи и сказал, что тот и есть его знамя? Как он поступил, когда началась война?
• Почему для Коли из всех привезенных папой диафильмов самым важным оказался сделанный по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»? Какую тайну благодаря нему открыл для себя мальчик?
• Коля считает, что душа есть у всего нас окружающего. Найдите в тексте повести слова, в которых мальчик рассказывает, как это убеждение повлияло на его отношение к миру.
• У вас, как и у Коли, конечно, есть любимые игрушки. Расскажите, почему они вам дороги.
• Чем вы можете объяснить поступок Черемиса в детском саду? Автор показывает нам этого парня и повзрослевшим... Как выдумаете, Черемис изменился?
• Какие предвестия будущей войны замечает маленький Коля? Каким был настрой людей перед будущим испытанием? Поговорите с родителями об этом времени, узнайте, как ваши прадедушки и прабабушки встретили известие о войне.
• Каким предстает время, в которое происходит трагедия с юной героиней, в романе писателя, какова его основная доминирующая черта?
• Как, по вашему, чем виноваты мама и бабушка в том, что случилось с Машей? Чем проявилось их предательство?
• Чем заплатила мать Маши – Мария Николаевна за свое материальное благополучие?
• Что может сделать общество, чтобы оградить детей от силового посягательства взрослых, защитить их права?
• Как противостоять злу и насилию в наше время?
• Что, на ваш взгляд, может поднять нравственность общества в наши дни – и взрослых, и детей?
• Как вы полагаете, какой именно конец могла иметь судьба Маши и почему?
• Как вы понимаете название романа «Сломанная кукла»?
• Знаете ли вы что-нибудь о сиротстве? Встречались ли вы когда-нибудь с детьми, у которых нет родителей? Приходилось ли вам когда-нибудь ставить себя на место таких детей?
• Как вы считаете, верное ли решение принял главный герой романа Толя Топоров, не оставшись в школе-интернате, а поступив в ПТУ? Были ли у него иные варианты выбора, не считая интерната?
• Как можно было бы на его месте выбраться из-под опеки Валентайна и его бригады, ведь хозяин довольно добродушно относился к мальчику, понимал его положение, или это мнимое добродушие?
• Как вы полагаете, почему Николай Топоров кажется самым сильным и самостоятельным среди его товарищей по школе-интернату?
• Какова, на ваш взгляд, роль взрослых в судьбе Николая Топорова: директора интерната, воспитателей и учителей, поварихи?
• Что вы думаете о взаимоотношении мира взрослых и мира детей? Не слишком ли заняты взрослые, когда речь идет о судьбах собственных детей, не говоря уже о судьбах тех детей, которых можно назвать «Чужими», посторонними?
• Как вы думаете, можно сравнить мужскую школу послевоенных лет с нынешней школой? Речь идет о нравах, а не о материальных условиях.
• Люди, подрастая, наполняются духовно, растут опираясь на образцы – не только, увы, положительные. Порассуждайте о том, как дети в нынешних обстоятельствах следуют или за добром, или за злом. Какие тут напрашиваются выводы?
• Детский мир, как очевидно, всегда соприкасается с миром взрослых – или черпая в нем надежду и силы, или их теряя. Проанализируйте, как эти процессы происходят – в романе и в вашей школьной жизни.
• Что было бы сейчас в нашей стране, если бы вновь появились мужские и женские школы? Какие в этом преимущества? Или проблемы?
• Как вы отнеслись к главному герою, Коле? Каков его непростой путь познания жизни?
• Какие главные выводы для себя делаете вы, прочитав этот роман?
• Хочется ли вам написать свой «роман» - рассказать «всему миру» о своей школе? О чем бы вы рассказали? Что дала вам школа? Какую роль в формировании вашей души сыграли учителя? А товарищи? Как вы думаете, будете ли вы радоваться друг другу во взрослой жизни?
• Какими чертами отмечены отношения Федора и Лены?
• Верите ли вы в романтику первых чувств?
• Как меняются характеры главных героев с той минуты, когда настигает их любовь?
• Правильно ли противится главный герой повести Михаська стремлению собственного отца к обогащению? Или он не прав?
• Наверное, в вашей жизни тоже есть конфликты, когда вы сопротивляетесь издевательствам и насилиюмальчишечьей стаи. Как вы преодолеваете такое давление? Нравится ли вам, как ведет себя Михаська?
• Какие другие чувства вызывает в вас повесть «Чистые камушки»?
• Как вы думаете, чем, какими чувствами переполнена душа Михаськи, когда лучше его отец, изменит ли он свои взгляды на жизнь?
• Какой баланс вкладывается между духовным и материальным в нашей жизни? Как добру победить зло?